100 лет гражданской авиации

Гражданской авиации 100 лет! В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". Фактически, это первая авиакомпания страны и предшественник Аэрофлота. В 1970 г. СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Экипажи Аэрофлота летали в 59 стран мира. 

Гордимся, что наш отдалённый район имеет прямое отношение к истории российской авиации. История красноярской авиации начинается с 1934 г., и уже с 1935 г. становятся регулярными рейсы в Кежму. Но первый самолёт кежмари увидели ещё в 1920-е! Это был самолёт «Моссовет».  В небольшой заметке «На спасение Кулика» («Красноярский рабочий», 4 октября 1928 г.) сообщалось: «Самолёт «Моссовет» вылетел в Кежму на спасение профессора Кулика. На его борту спецкор «Красноярского рабочего». С историей авиации в Кежемском районе связано имя знаменитого полярного лётчика Я.С. Липпа, возглавлявшего в 1942-44 годы Кежемский гидропорт. Его дочь, Лидия Яновна Липп/Устинова, в 1960-70-е годы вместе с мужем работали в Кежемском а/порту, а затем и их дети - Татьяна и Владимир. 

История аэропорта Кежма началась 3 января 1946 г. (Красноярское Управление ГВФ было создано 1 января 1946 г.). К а/п Кежма относились 2 приписных аэропорта – Ванавара (1946-1978) и Богучаны (1946-1995). Костяк Кежемского отряда составили военные лётчики и техники: Пимонов, Печенин, Сбоев, Лисицын и др. Летали в то время на Ша-2 и «Каталине». Первым лётчиком из ангарцев был Михаил Алексеевич Карнаухов. Зарождаются династии – из приезжих и местных, и одна из первых ангарских династий – Столбиковы (4 поколения в авиации!).

В 1950-е в отряд приходит поколение, чьё детство выпало на войну. У многих из них погибли отцы, видимо, поэтому отеческая забота командира – одно из общих впечатлений лётчиков 50-х! Для многих из них Кежма становится второй родиной. Это поколение начинало летать на По-2, затем - на Як-12, Ан-2, в 1960-е – на вертолётах Ми-1, Ми-4, в начале 1970-х – на Ми-8. Молодые, красивые – они были примером для подражания, и уже в 1960-70-е в авиацию массово приходят кежмари.

1960-1980-е - период расцвета Кежемского ОАО (так, в 70-е в отряде - более 100 лётчиков!). В октябре 1981 г. запущена в строй ВПП, и с этого времени кежмари круглый год стали летать в Красноярск без пересадок (выполнялось 4-5 рейсов ежедневно, даже Ил-18 и Ил-76 в зимнее время). 

Кежемские пилоты внесли достойную лепту и в развитие Красноярской авиации в целом, в частности, многие работали в Красноярске. Об этом свидетельствует забавный случай, описанный А.И. Петриковым (4 поколения в авиации): «Однажды [в 70-е], когда аэропорт Красноярска был закрыт, приехал начальник Управления Иван Альфонсович Левандовский и обратил внимание на то, что к полётам по всем направлениям готовятся почти одни «кежмари». Здесь были: бывший командир Кежемского ОАО Г.Ф. Туров, бывший КЛО А.И. Петриков, бывший КАЭ Мельников, КВС Фигурин, Окунёв, Привалихин, Груздев, Шевель, Бородин, Куданцев, Сергеев. Поскольку Левандовский был тоже «кежмарь» [в 1957-59 гг.], он спросил: «А по какому поводу собрались, «кежмари»?». Иван Альфонсович Левандовский – живая легенда красноярской авиации!

В 1996 г. отмечалось 50-летие Кежемского авиапредприятия.  За эти 50 лет не было ни одного случая гибели пассажиров в авиакатастрофах, хотя лётные происшествия (потеря личного состава, авиатехники)  происходили, но, по сравнению с другими авиапредприятими Красноярского Управления Гражданской авиации, процент их был незначительным. Кежемский объединённый авиаотряд не раз становился победителем краевых соревнований с вручением Переходящего знамени Министерства авиации. Трудовой подвиг пилотов Кежемского ОАО – прекрасный пример для детей и внуков пилотов 40-50-х, для всех, кто работал в Кежемском ОАО, кто сегодня летает по всему миру! А наши пилоты работают на всех континентах!

Гордимся! Верим в лучшие времена!

121