День гражданской авиации

  • Кежемские пилоты. 1953 (?). Г.Ф. Туров (сидит 1-й справа), Н.Е. Цыганков (стоит 1-й справа)

    Кежемские пилоты. 1953 (?). Г.Ф. Туров (сидит 1-й справа), Н.Е. Цыганков (стоит 1-й справа)

  • Кежемский район. 1950-е

    Кежемский район. 1950-е

  • А.И. Петриков (с планшетом). А/п Ванавара.1958

    А.И. Петриков (с планшетом). А/п Ванавара.1958

  • Первый рейс Ил-18 в Кежму. 1976

    Первый рейс Ил-18 в Кежму. 1976

  • Строительство ВПП в Кежме. 1980 (?)

    Строительство ВПП в Кежме. 1980 (?)

  • Последние дни а/п Кежма. 2009 (?)

    Последние дни а/п Кежма. 2009 (?)

Сегодня День работника гражданской авиации, который отмечают все причастные к этой отрасли: пилоты, инженеры и техники, бортпроводники и другие специалисты! Праздник связан с историей создания воздушного флота (9 февраля 1923 года). В новейшей истории России этот День установлен Указом Президента РФ В. Путина от 9 февраля 2013 года.

Для кежмарей это особенный праздник. Во-первых, очень многие кежмари работали и работают в авиации, особенно из нашего поколения. Во-вторых, у каждого кежмаря большой налёт в качестве пассажира, потому что авиация была главным транспортом в Кежемском районе. Наших - кежемских - лётчиков по-прежнему много в авиации!

Рассказывать о кежемской авиации сложно, потому что это большая история, о которой мы не всё знаем и всегда есть опасность что-то упустить. Только представьте: в 70-е в отряде насчитывалось более 100 лётчиков! Расцвет кежемской авиации пришёлся на 1960-1980-е. За 50 лет (на 1996 г.) в Кежемском ОАО не было ни одного случая гибели пассажиров в авиакатастрофах, хотя лётные происшествия (потеря личного состава, авиатехники) происходили, но, по сравнению с другими авиапредприятими Красноярского Управления Гражданской авиации, процент их был незначительным.

Для многих лётчиков Кежма стала второй родиной, происходило «окежмаривание»: «…постепенно освоили…диалект: «эвот, иди к лешаку, тошно мне, собачий» и т.д. …начали прибирать к рукам местных и приезжих невест. Многие уехали, …[остались] только твёрдые пилоты, теперь уже «кежмари»" (из воспоминаний Р.С. Самигулина, прибывшего в Кежму в 1954-м; живёт в Красноярске). Многие пилоты стали заядлыми рыбаками и охотниками. Это поколение начинало летать на По-2, затем - на Як-12, Ан-2, в 1960-е – на вертолётах Ми-1, Ми-4, в начале 1970-х – на Ми-8.

В далёкие 1970-е, когда начинался исход из района в связи с предстоящим затоплением, в Красноярском авиотряде работало много выходцев из Кежемского ОАО. Вот как об этом вспоминал один из самых уважаемых пилотов Кежемского лётного отряда Александр Иванович Петриков (оба его сына, внук стали лётчиками; вся семья была связана с авиацией): "Однажды, когда аэропорт Красноярска был закрыт [из-за погодных условий], в аэропорт приехал начальник Управления Иван Альфонсович Левандовский и обратил внимание на то, что к полётам по всем направлениям готовятся почти одни «кежмари». Здесь были: бывший командир Кежемского ОАО Туров, бывший КЛО Петриков, бывший КАЭ Мельников, КВС Фигурин, Окунёв, Привалихин, Груздев, Шевель, Бородин, Куданцев, Сергеев. Поскольку Левандовский был тоже «кежмарь», он спросил, а по какому поводу собрались, «кежмари»?" (опубликовано в кн. "Живёт облик родины с нами", 2015).

Из воспоминаний И.А. Левандовского (из кн. "Кежемская Матёра", 2019): "Я, Левандовский Иван Альфонсович, родился 4 января 1938 года в г. Канске в семье рабочих… В марте 1938 года отца арестовали, и в мае тройка приговорила его к расстрелу… Впоследствии был реабилитирован… С 1955 по 1957 годы был курсантом лётного училища, старшиной лётной группы. Училище окончил на «отлично» на самолётах По-2 и Як-12… По распределению прибыл в Красноярское УГА, а далее – в Кежемский 131-й ЛО. В Кежме проработал до 1959 года…". И.А. Левандовский отмечал, что практически в каждом районном центре Красноярского края были построены ВПП с искусственным покрытием под Як-40 и Л-410. В 1970-е эксплуатировалось 15 типов ВС, и И.А. Левандовский выполнял полёты на 10-ти типах: По-2, Як-12, Ан-2, Ли-2, Ил-14, Як-40, Ту-154, Ил-62, Ил-76, вертолёт Ми-8; налетал более 23 000 часов, ввёл в строй на освоенных типах сотни КВС. Награждён орденом «Знак Почёта» за проводку атомного ледокола «Арктика» к Северному Полюсу, присвоено звание «Заслуженный пилот СССР», «Почётный полярник», медалью «Ветеран труда», «Отличник Аэрофлота», занесён в Книгу Почета Аэрофлота, награждён многими почётными грамотами и знаками. Долгих лет, Иван Альфонсович!

7 февраля исполнилось бы 90 лет Геннадию Фёдоровичу Турову.
Красивый человек, прекрасный лётчик и руководитель! Знаменитый командир 131 лётного отряда, в сферу деятельности которого входил не только Кежемский район, но и Богучанский район, и Ванавара! Удивительно скромный! Друг моего отца, поддерживавший нас с сестрой после его смерти до конца своих дней! Бесконечная благодарность дяде Гене, как называли его все портовские мальчишки и девчонки, за его доброту и сердечность!

Авиация по-прежнему притягательна своей романтикой, особой красотой и небом! Процветания российской авиации, всем, кто летает! Среди них - наши кежмари! Гордимся!

100