Детская МАЭШ. ПАСХА

  • О.Н. Миронова

    О.Н. Миронова

Проект "Кежемская Матёра-2. Чтобы помнили!".
Детская МАЭШ. "Пасха"

30 апреля прошёл 7-й этноурок МАЭШ, посвящённый Празднику Праздников, Пятидесятнице – Светлому празднику ПАСХЕ. На Ангаре праздник называли «Паска», а пасхальную неделю - «Святой» или «Красной неделей», первый день Пасхи - «Христов день».

Из воспоминаний жителей д. Заимка Кежемского района: «Пасху в церкви отмечали, с иконами ходили. Молебны служили, и гулянье было. Иконы в церкви оставляли и шли гулять. У нас на Пасху всенощность была. Уходили на всю ночь и всю ночь пели в «накрылости». У нас в деревне такой чурбан был, в чурбане заряжено дуло – пушка была. Как 12 часов - пушка била. Как пушка хряснет – начинали колокола бить, за 5-6 километров слышно было: пойдёт набат».

В народе существовали обряды и обычаи, восходящие к глубокой языческой древности: «После всенощной приверженцы старого обычая на Ангаре влезают на крыши построек смотреть, как «играет солнце», которое, по их поверью, тоже радуется празднику». Из воспоминаний жителей д. Бедоба Богучанского района: «Ходили до восхода смотреть, как солнце играет. Оно то «синё», то ясно. К войне было красное, как огонь. Войну у нас определили по солнцу».

По старожильческой традиции в пасхальной обрядности важное место занимала пихта: «На Пасху дома свои крестьяне убирают пихтою, которую на Страстной неделе привозят из леса». Говорили: «У кого пихта в избе, к тому и Иисус Христос придёт в избу». Старожилы верили, что в Паску бросать и лить за окно нельзя: «Христос под окнами ходит». Обязательно праздновались первые три дня Пасхи, остальные дни считались не такими обязательными, но обычно праздновались всеми: люди отдыхали от зимнего труда и набирались сил перед полевыми работами.

Со второго дня «Красной недели» молодёжь открывала свои весенние хороводы и игришша. «Робята» играли в лапту, городки… Для увеселения молодёжи непременно устраивались «качули». Обычно ставили их на окраине, на большой широкой «улке», или, как говорили, на «полянке». Ставить качели обязаны были парни, у которых были взрослые сёстры или сёстры-подростки. Материал для качелей всегда артельный: кто даёт брёвна, кто – верёвку…

На уроке мы все – родители, дети, внуки – узнали/вспомнили основные традиции, обряды и игры праздника. Как всегда, неотразимы были наши ведущие – Ольга Николаевна Миронова, зав. Музеем-усадьбой Г.В. Юдина, и Екатерина Карпенюк!
Закончился наш урок чаепитием.

P.S. До сих пор у нас, ангарцев, пихта ассоциируется также и с похоронным обрядом, поэтому никто из ангарцев никогда не купит пихту на новогоднем ёлочном базаре.

#Фондпрезидентскихгрантов#
#Первыйконкурс2022года#
#КежемскаяМатёра-2#Чтобыпомнили!#
#кодмалойродины##мыангарцы#
#русскиестарожилыСибири#
МАЭШ##традиции#связьпоколений#

177