Крещенье на Ангаре

  • К. Войнов. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаихе в Красноярске. 2008

    К. Войнов. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаихе в Красноярске. 2008

Вспоминая традиции предков

Крещенье было съезжим праздником в Кежме. Неделя перед праздником проходила у кежмарей в хлопотах: мыли избы, варили домашнее пиво, готовили угощенья… Неделя пролетала «не видаючи» (незаметно).

Вот как проходило Крещенье в Кежме (по описанию А.А. Макаренко: «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении», 1913):

«наезжают [в Кежму] из «верховых» деревень (Селенгиной, Усольцевой, Аксёновой и села Пановского) и «низовских» (Кежемская Заимка, Недокуры, Алёшкино и др.)… Все – «сватовья», тётки, «дядьи», сёстры, братья, кумовья и прочая родня. Все «пристают» по своей родне и своим знакомым. Отстояв обедню, гости расходятся «сват по свату» (по квартирам родных и т.п.). Каждый хозяин-кежемец кормит их «обедом», поит водкой, пивом… А затем с ними идёт «на столы» - пировать к своему брату, куму, соседу…

Усадив гостей по чину родства и дружеской почести за стол, покрытый домоткано-«браной» (узорной) скатертью и уставленный холодными и горячими «яствами», хозяин подаёт налитые водкою рюмки. Между ним и каждым гостем происходят, примерно, такие диалоги:  

- «Ну-ко, сватушка, кушай!»

- «Будь здоров, сватушко! Дай Бог дождаться другого праздника в добром здравии!» - держит гость ответное приветствие.

- «Кушай, сват! Спасибо за пожеланье! Бог научил тебя говорить добро слово», - заканчивает хозяин.

Гость пьёт. Рюмки обходят круговую; тогда хозяин подаёт «вино» (водку) уже стаканчиками. Гости едят, беседуют о своём житье-бытье, песни поют, пляшут под напевы плясовых песен или под игру балалайки и «гармошку». «Гулянка» длится по нескольку дней, что ныне становится, впрочем, большой редкостью.

Парни «своим кружком, или с девушками устраивают пирушки…

…Лет 70 назад, старики рассказывают, народ гулял сильнее, потому что был «проще», да и достатки были несравненно лучшие, пушнины и рыбы было «множесво»… Кежемцы продолжают, однако, держаться дедовского обычая, несмотря на материальную обременительность…

Не успеют кежемцы отгулять Крещение, как начинают свадьбы…  На Ангаре, по старинному обычаю полагается, между прочим, перед венцом приносить «батюшке (священнику): «корвигу» (ковригу) ржаного хлеба или пшеничную булку, одну бутылку водки, один свадебный «курник» (пирог с начинкой), полведра домашнего пива…»

С Крещеньем Господним, земляки! 

#КежемскоеЗемлячество##КежемскаяМатёра
#кодмалойродины#помним##мыангарцы
#РусскиестарожилыСибири#традиции#связь поколений  

13