О презентации книг

  • Презентация в ГУНБ. 18.02.2023

    Презентация в ГУНБ. 18.02.2023

  • А.Н. Атаева читает свои стихи

    А.Н. Атаева читает свои стихи

  • Выступает И.Е. Панова

    Выступает И.Е. Панова

  • Выступает В.М. Пальгуева

    Выступает В.М. Пальгуева

  • Выступает Г.М. Хомайко

    Выступает Г.М. Хомайко

Презентация 5-ти изданий (18.02.2023, ГУНБ).
Монография "Язык и культура Северного Приангарья в зеркале устного текста", авторы: О.В. Фельде, Е.С. Смирнов, В.К. Васильев.

Тексты живой речи ангарцев дают представление о картине мира носителей традиционной сибирской (ангарской) лингвокультуры, об их отношении к Богу, социуму, природе; повествуют о жизни ангарцев в военное и послевоенное время, а также в период т.н. «развитого социализма» (70-е – начало 80-х годов), о переселении и жизни на новом месте и др. Авторы выражают любовь и признательность своим информантам – коренным ангарцам, поделившимся искренними, правдивыми рассказами о прошлом, своими размышлениями о жизни, а также заговорами, приметами и невероятными историями, потрясшими их воображение. Без деятельного участия самих ангарцев в этом проекте издание книги было бы невозможно (О.В. Фельде). Книга предназначена для широкого круга исследователей (лингвистов, фольклористов, культурологов, историков, краеведов), а также для всех тех, кто интересуется вопросами русского языка и традиционной культуры.
Мало кто из нас помнит и знает, что нельзя слово «чёрный» применять к природе, к «божьему свету». Благодаря исследованиям наших учёных, такая «запука» была выявлена в Богучанском районе: «Чёрное» не надо же говорить, надо говорить «тёмная». Вот туча идёт, нельзя говорить, что чёрная, обязательно надо говорить «тёмная». Это ранишние, раньше ещё старухи богомольные говорили, где можно говорить. «Чёрный» можно говорить, только знать, где. А так лучше, всё лучше скажи «тёмный». А вот чёрный, носки вот … это чёрный, а если туча или такое вот природное, не надо говорить «чёрное». Тёмное! Туча идёт. Какая? Чёрная? Нет, тёмная идёт. Вот видишь».

Ангарцы-старожилы верили, что существует мистическая связь между человеком и природным миром, что «знаткой человек», обладающий особыми тайными знаниями, может останавливать грозу, или, напротив, вызывать дождь, влиять на поведение животных и судьбу людей. И таких случаев на Ангаре было выявлено немало. Мало того, оказалось, что Владимир Михайлович Черных, присутствующий на презентации, в детстве был участником такого обряда («вызывание дождя»), о чём и рассказал нам. В рассказах о чудесном укрощении пожара или вызывании дождя всегда упоминается икона как важнейший атрибут обряда: «… дождя не было, собирались с иконами, ходили, пели «Пресвята Мать Богородица». По улицам ходят, потом, у кого маленький младенца, выносят в улицу, ложат, крестишь иконкой, потом все в Чадобец купаться. Ага. И люди, старухи, молодые, все. И дождь пойдёт. Угу. Бабушки ходили, мы-то что, малолетки, ходили с ними. И вот надо было: родители выносят, среди улицы ложат на дорогу, идут, иконой перекрестят и домой уносят». (Кеж. р-н, 2018). Интересно, что информанты рассказывают о том, что за помощью к бабушкам нередко обращались председатели колхозов, опасаясь за урожай. Такие неожиданные подробности из, казалось бы, навсегда утраченного прошлого дают нам воспоминания земляков, записанные и расшифрованные учёными.

Дороги воспоминания о советском периоде, о событиях, потрясших всю страну: коллективизация, война и т.д. Народная оценка раскулачивания не совпадает с официальной: трудолюбие и честность крестьян, подвергшихся репрессиям, оцениваются положительно; жестокость и бездушие представителей власти – негативно: «Свекровкины браття были, моёй свекрови… Их раскулачили. Они работяги были, безобманно жили, никого не обманули никогда. Ой, шибко работяги! Пашни держали, коней было много, коров. Их было три сына в семье... Раскулачили. Всё так было жалко, оборони Бог! И жалко было людям…».

Не единичны случаи, когда народ не выдавал тех, кто много сделал для «мира»: «В период коллективизации в деревне Сосновой моего прадеда, Харитона Всеволодовича, не стали раскулачивать, хотя у него было зажиточное хозяйство: 3 амбара, 2 дома, 4 коровы, 3 лошади, овцы, земля на острове, на материке близ Рожковой, урочище в нижней Елани. Прадед был добродушным человеком, людям всегда помогал, в неурожайные годы делился семенами и чем мог, если что-то продавал, всегда дешевле других. Много сам работал. В общем, труженик» (из кн. «Рожково с Сосновой – словно брат и сестра»).

Интересна оценка Сибири, сибиряков: «если брать душу народа, то, Сибирь, сибиряки, мне кажется, либо сердце, либо голова» (Бг., 2022).

В устных историях наших земляков есть место и радости, и трагедии, и, конечно, юмору, много ностальгии по «прекрасному прошлому», где все жили, казалось, одной семьёй, любили трудиться («шибко работали», «жадные на работу») и веселиться, всегда были вместе. Перед нами встаёт эпическая картина жизни ангарцев, сохранявшаяся до 1980-х годов!

Серию «Кежемская Атлантида» открыли три маленькие деревеньки – Дворец, Рожково, Сосново. Трогательны слова В.М. Пальгуевой, одного из авторов книги «Живи, Дворец!», о родной деревеньке в одну улицу: «До сих пор чувствую ритм жизни моей деревни, он живёт во мне. Видимо, я так же заряжена, и уже не свернуть с этого пути. Труд – главное наше воспитание. Воровства не было, как и замков... Кроме слов: Жаль, Боль, Несправедливо - ничего не приходит в голову. Ведь было: Родное, Обильное, Кровное. А вопросы: Почему нельзя было по-другому? И маленькая надежда: А вдруг?».

 О дворецких детях - тех, кто родился в 1950-е: «Эх, Свобода! И все дела - домашние и колхозные - это между играми и купанием. Собирали нас, детей, в конторе и записывали на разные работы, а они - бесконечные. Сначала ездили ломать веники из тальника на остров Большой. Садились утром в большую лодку («перевозню»), и маленький катерок… вёз нас и оставлял одних на острове до обеда… ломали ветки руками и вязали в веники. Укладывали в «перевозню», садились сверху, и нас везли назад. Каждый свои веники развешивал на крыше коровника. Это был корм для коров. Потом наступала сенокосная пора, и уже ездили в плашкоуте, который тянул всё тот же катерок, на остров Берёзов. По дороге бабы вязали, драли дранки…, а мы резвились. Проезжали шиверу Медвежью. У всех из еды были рыба, огурцы, яйца, квас. На острове мы гребли сено, копнили, возили копны на лошадях, а вершили зароды мужики. Всё это со смехом, с каким-то лёгким общением, с пониманием важности, и очень дружно…».

Особо нужно упомянуть ещё об одном авторе - Клавдии Ивановне Дидоха, чьи стихи, похожие на народные сказания, невозможно читать без волнения. Участница Прощаний, она посвятила каждой встрече-прощанию свои стихи. После поездки на родину в июне 1997 г. она напишет:

Здесь было поселье – родное гнездо,
А вместо домов – бугорочек,
Преклоняюсь земле, прислоняюсь любя,
А слеза набежит – так в платочек…

У Клавдии Ивановны была уникальная способность говорить стихами со своими детьми и внуками даже в письмах и по телефону. Благодаря её младшему сыну - Николаю Михайловичу Дидохе, недавно ушедшему из жизни (1962-2022), земляки смогут познакомиться с творчеством нашей землячки.

Каким легендарным и бесконечно преданным своей родине видится нам старшее поколение ангарцев! Как велико их желание запечатлеть облик родины для потомков, потому и обращается к землякам И.С. Верхотуров: «Мы предлагаем энтузиастам оставить для наших потомков историю наших деревень, составить планы деревень и прилегающих к ним островов и материка, установить, кто жил в доме, фотографии деревни и жителей. Пройдёт 10-50-100 лет, и наши потомки обязательно заинтересуются».

Эстафету Памяти продолжает поколение, родившееся в тридцатые-пятидесятые. Прекрасные воспоминания у Е.И. Верхотурова: удивляет, насколько глубоко он знает и помнит жизнь своей деревни, бесценно и то, что Евгений Иннокентьевич сделал карту Рожково и Сосново. Каждое воспоминание, даже небольшое (А.Р. Верхотуровой, И.Е. Пановой и др.) дополняет картину прошлого, рассказывает о том, о чём мы никогда бы не узнали. Большой вклад в создание нашей народной книги внесла А.Н. Атаева, много сил приложившая к тому, чтобы собрать воспоминания земляков и сама являющаяся одним из авторов.

Книги будут переданы ангарцам, партнёрам, библиотекам и музеям.

Благодарим Государственную универсальную научную библиотеку (директор Т.Л. Савельева) за сотрудничество! Выражаем признательность нашему куратору - Елене Витальевне Лапшиной!

Проект «Кежемская Матёра-2. Чтобы помнили!».
При поддержке Фонда президентских грантов

#Фондпрезидентскихгрантов#
#Первыйконкурс2022года#
#КежемскаяМатёра-2#Чтобыпомнили!#
#кодмалойродины##мыангарцы#
#обликродиныснами#
#русскиестарожилыСибири#
#традиции#связьпоколений#

Видеоверсия презентации книг: https://youtu.be/BxqS5vIuMC8



144